Dorothy Draper

Итак, начинаю рассказ о прекрасной, смелой, совершенно меня очаровавшей, Дороти Дрейпер. То, что она именно такая, вы поймете, надеюсь, в конце рассказа. Определение «смелая» я бы даже поставила первым.

Именно ей мы обязаны появлению профессии «декоратор», «дизайнер интерьера» и основанию нового стиля – современного или американского барокко.

Родилась Дороти Такерман в 1889 году в закрытом районе для богачей города Нью-Йорк. С детства вращаясь в атмосфере роскоши, Дороти следовала правилам света, жила на широкую ногу и часто путешествовала по Европе. Но, по ее словам, никакого профильного образования она не получила, кроме того, что выросла в окружении действительно хорошего вкуса.

В 23 вышла замуж за молодого перспективного врача Д.Дрейпера (в будущем он стал личным врачом Рузвельта) и родила ему троих детей. Но никогда не была похожа на типичную мамочку и домохозяйку. Жили Дрейперы с шиком, благо наследство семьи аристократов Дороти им это позволяло (ее прадед был одним из тех, кто подписал Декларацию независимости США).

Особо не обременяя себя домашними хлопотами, она развлекалась тем, что делала… ремонты. Всего лишь. Не вязала кружевные салфеточки крючком, не изобретала рецепт нового пирога и даже не вела кружок декорирования для домохозяек. Семья постоянно переезжала, и  каждый новый особняк хозяйка меняла по своему усмотрению. Ее привлекало декорирование, изменение пространства и цвета вокруг себя. В этот период она мне очень близка и понятна, люблю менять и меняться. Но сравнивать себя с маэстро как-то нескромно.

Думаю, при покупке дома, Дороти рассматривала прежде всего его перспективность. Высота потолков, объемы и архитектура помещений, возможность создать из этого нечто необычное и величественное. Она творила, рушила, создавая.

Особый акцент мастер делала на обустройстве зала для приемов на 150-200 человек. И он всегда был грандиозен. В декорирование остальных комнат мадам также была смела и экстравагантна. Дороти говорила, что всегда нужно смотреть только вперед, не оглядываясь назад, поскольку успех строится не на прошлых заслугах, а на постоянном движении, поиске новых идей и экспериментах. Чтобы добиться успеха, нужно всегда держаться чуть впереди своего времени или, по крайней мере, идти с ним наравне.

Закончив очередной семейный дом, хозяйка устраивала незабываемый прием и чуть ли не в этот же вечер продавала новый шедевр восторженному посетителю. Немало на этом заработав.

Так продолжалось до тех пор, пока муж, мягко задвинутый в угол, неожиданно не подал на развод. Возможно, крушение устоев вывело Дороти из равновесия, возможно, она обращалась к модным всегда психоаналитикам (что между строк прослеживается в ее книге), жизнь изменилась. Закончив бракоразводный процесс, мадам основала свою компанию. Нет, пока не дизайнерское бюро и не студию декорирования интерьеров. Она занималась посредничеством-сводничеством известных декораторов со своими именитыми и состоятельными знакомыми. И лишь через 5 лет, к 40 годам стала сама брать коммерческие заказы в  Dorothy Draper, Inc.

Вставляю фото, чтобы не скучно было читать, да и посмотреть уже на нее хочется:

Веранда казино-отеля Quitandinha в бразильском г.Петрополис. Дрейпер оформила его в 1942 м, и это один из немногих сохранившихся ее интерьеров.  Интерьер кафе в атриуме музея Метрополитен в Нью-Йорке она сделала в 1954-м. В честь нее кафе назвали Dorotheum. 

Салон отеля The Greenbrier в Западной Виргинии (1948). Здесь было модно проводить медовый месяц.

Белая гипсовая лестница в “Театральном зале” казино-отеля Quitandinha
   

Дороти Дрейпер бралась только за общественные интерьеры, которые могли увидеть многие.

Крупные отели, атриум музея Метрополитен, огромный казино-отель Quitandinha в Бразилии, бутик Coty, лобби аэропортов и салоны самолетов Convair 880. Контролировала в проектах все – от перепланировки до дизайна салфеток и спичечных коробков, выставляя клиентам огромные счета. Выпускала именную мебель, светильники, ткани со своими «принтами», как сейчас принято говорить. Самый известный - огромные пышные розы

Требовала, чтобы слова “декор от Дороти Дрейпер” появлялись в рекламных проспектах оформленных ею заведений. Активность ее была необычайна – писала статьи в журналах, вела модные колонки об интерьерах, издала книгу Decorating is Fun! (Украшение  - это весело!). И все это после 50 лет!

Мне по нраву ее фраза: «Каждое изменение в интерьере – это улучшение качества жизни». Многие считают, что до развода ее жизнь была серой и скучной, а потом она «вырвалась на свободу». Вот, например, цитата из ее книги : “Век Посредственности окончен. К нам снова приходит Цвет. Еще недавно люди боялись Цвета – может быть, сказывалось наше пуританское прошлое? Так или иначе, только коричневый и серый казались нам “безопасными”. Теперь мы знаем: яркие, чистые цвета важны для нашего душевного равновесия. Доктора и психиатры в этом уверены!”

Именно Дороти намеренно увеличивала дверные проемы в высоту. Впервые применила в качестве напольного покрытия огромные плитки в шахматном порядке. Она использовала яркие цвета, сочетание цветов, такие как баклажан, розовый и бирюзовый, или одна из ее любимых тем – “скучный” белый и “блестящий” черный.  Фирменный стиль Дороти: театральный сплав барочных орнаментов и неожиданных цветовых комбинаций — свободная интерпретация барокко в соединении с арт деко.

Одна из лучших ее работ - отель Greenbrier

Такая она, Дороти Дрейпер  - Гранд-дама «необарокко», лицо американского декора, пионер.

По словам арт-директора ее бюро Карлтона Варни, “она сделала в декоре то же, что Шанель – в мире моды”. Насладимся еще немного